Как происходит обучение навыкам? Какие подводные камни поджидают?

В статье популярно описано, через какие фазы проходит ученик при освоении новых навыков, когда и через какие кризисы проходит, как к ним подготовиться. О чем должен предупредить преподаватель. Психология нормальных людей и прошареных. Для учеников и педагогов.

Ожидания «нормальных» людей

«Нормальные» люди ожидают, что чем больше учишься, тем большему научишься. Чем больше тратишь своего времени, тем пропорционально больше будет результат. На рисунке показана такая пропорциональная «кривая научения». Люди ожидают, что каждый урок/месяц/год принесет пропорциональный рост навыков. Чем больше посещено уроков, потрачено месяцев и лет, тем больше будет рост. Кстати, в танго-объявлениях при поиске партнера люди пишут, сколько лет занимаются, как будто это отражает квалификацию.

К сожалению, затраченное вами время не всегда конвертируется напрямую в навыки как курс рубля к доллару. Частенько бывает, что время тратится, а толку мало. И кривая научения оказывается не такой прямой, как на этом графике ожиданий. Если что-то не совпадает с ожиданиями, то человек расстраивается. Например, если за урок нет очевидного прогресса, то «нормальный» человек делает вывод, что преподаватель плохой или, как по крайней мере, лично ему не подходит, «плохо объясняет». Если за месяц нет очевидного прогресса, то либо «надо менять школу», либо обрушить свою самооценку, считать себя глупым и неспособным.

Нормальные люди ожидают, что объяснения и упражнения на уроке будут просты и понятны, что к концу урока появится новый небольшой навык, а к концу месяца появится набор навыков. Если такое впечатление у человека появляется, то эта школа называется «хорошей», а преподавателя в отзывах называют «хорошим». Потому, чтобы стать «хорошим», преподаватель должен не учить, а давать легкие задания и хвалить учеников в любом случае. Нормальные люди очень любят похвалу.

Как ощутить себя «талантом» и как стать «педагогом от Бога»

Процесс обучения может оказаться и более успешным, чем ожидания (см. рисунок). Это кривая запоминания. Такое происходит, например, при запоминании иностранных слов. Достаточно несколько раз повторить и навык растет быстрее, чем затраченное время. Если все время обучения навыку разбить поровну на три этапа, то уже 1й этап принесет высокий результат. На рисунке показано, что 80% успеха получены за первую треть урока/месяца/года. Это приносит ученику восторг от скорости своего обучения и, если такое происходит уже не первый раз, он начинает считать себя талантливым («я быстро схватываю!»), у него повышается самооценка, а своего преподавателя в восторженных отзывах называет «педагог от Бога!».

Как стать «педагогом от Бога»? Надо давать человеку задачи, которые не требуют формирования нового навыка, а требуют комбинирования уже имеющихся навыков. Например скажите ученику лично, как будто "по секрету", интимным голосом "ты сделай не просто шаг, а одновременно поверни корпус". " -Вау! Получилось, спасибо!!". Именно такие бестолковые мелочи, которые быстро получаются, нормальные люди и ценят больше всего. Нормальные люди верят, что именно всякие секреты и делают человека мастером. Кроме того, будут в восторге от вашего внимания и персонального отношения. Они станут связывать свои успехи с вашими подсказками, а не своими трудами, и впадут в зависимость. Будьте осторожны, а то начнут на вас молиться ))

Эта кривая обучения означает, что обучения новому навыку НЕ происходит. И это означает, что если вы получаете удовольствие от обучения, вам легко, вы имеете успех уже в начале обучения (урока/курса/месяца/года), то вы не осваиваете новые навыки, а только комбинируете имеющиеся и тренируете память. И это означает, что если вы кажетесь себе талантом, то это автоматически не так. И если преподаватель у вас явно «педагог от Бога», значит это не обучение новому, а профанация.

Рекомендация преподавателям: все приходящие к нам учиться являются изначально «нормальными» людьми с ожиданиями, что сразу все будет понятно и хорошо получаться. Они этого ожидают, и если это не получат, то решат «видимо это не мое», «мне это не дано» и уйдут, так и не узнав, что могли бы научиться. Поэтому стоит новичкам давать простые задания и все время хвалить. Это укрепит их веру в себя. Заодно они будут хвалить нас, нашу педагогику. Возможно, назовут вас «педагог от Бога». Это надо выдержать и не воспринимать всерьез. Это пройдет, когда вы дадите им настоящие задачи. Вот тогда-то вы узнаете, что хорошо учили их только в начале.

Сам я делаю не совсем так. У меня задача помочь им повзрослеть, поэтому сразу стараюсь предупредить, что «будет медленно и больно», и не надо насчет этого переживать и принимать на свой счет. Вы все научитесь, позже.

Как происходит освоение нового навыка на самом деле

Освоение НОВОГО НАВЫКА выглядит вот так. Поначалу успех меньше ожидаемого, позже успех растет выше ожидаемого. За сходство с буквой S эта кривая называется S-образной (S-shaped learning curve). Это не кривая запоминания новой информации (которая была выше), это именно формирование нового двигательного навыка. Это в школе и институте мы тренировали память, и привыкли к той веселой кривой, которая была выше. А вот это то, с чем мы столкнемся, например, на спортивных тренировках. Разберем, что происходит с эмоциями человека, который оказался на такой настоящей учебе.

На первом этапе обучения, который занимает не меньше трети времени обучения любому навыку, а может занимать вообще большую часть времени – прогресс очень слабый. Ученик ощущает себя лузером, неспособным к освоению, начинает подозревать «это не мою», «я не смогу». На этом этапе человек находится в стрессе и у него капитально падает самооценка. Обычно «нормальные»люди на этом бросают обучение. Если вы «нормальный» человек, если вы не из тех, кто «мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус», то кривая никуда дальше не пойдет. Дальше человек переключается на более простые задачи, где он привык сходу получать радость успеха (см. выше веселую кривую профанации и запоминания).

На этом первом этапе ученика надо поддержать морально. Старшие товариши, которые уже осваивали этот навык, поддерживают его - говорят ему – у нас тоже так было, мы через это прошли и ты пройдешь, не сдавайся. Но «нормальный» человек уже думает, что они все таланты, а вот ему лично – не дано. Поэтому дайте ему прочитать эту статью. Мое мнение: нету талантов, есть люди, которые бросили занятия и те, кто не бросил. Есть те, кто на занятиях удовольствие получают (в т.ч. от общения друг с другом и от шуток педагогов), а есть те, кто старательно тренируются как в спорте.

Из вышесказанного и двух графиков следует, что:


1. если вам легко учиться, если урок понятен – не надо радоваться – надо расстраиваться – вы ничему новому не учитесь.
2. если вы ничего не понимаете, если ничего не получается, если затраченное время не вознаграждается – радуйтесь – вы осваиваете новое.
3. хотите освоить что-то новое – ищите то, что совсем-совсем не получается. Если начали тренировать что-то новое и оно быстро стало получаться – бросайте – это не поможет, и ищите дальше то, где будет полный швах.
4. если преподаватель изложил вам оценку ваших навыков так, что обрушил вам самооценку и «размазал по стенке» - радуйтесь – значит нашли того, кто хочет научить вас чему-то совсем новому. Если преподаватель вами доволен – до свиданья.
5. если вам тяжело, плохо, самооценка у плинтуса, мозг ничего не понимает и возмущается – отлично, вы находитесь в учебном процессе, все идет как надо, продолжайте заниматься. Скажите своему мозгу, что он не самый умный и чтобы не мешал.

Стресс новичка


Именно в этой фазе находятся люди в начинающей группе. Они в постоянном стрессе от попыток освоить новые навыки. У них рушится самооценка. Они теряют веру в себя и хотят бросить учебу. Все эти эмоции очень понятны, но посмотрите на S-образную кривую научения и вы поймете, что все в порядке, что так и должно быть. На этом этапе вам предстоит освоить морально-психологическую устойчивость. Она вам потом пригодится еще не раз. Это же не последний раз вы начинаете осваивать новое. А все новое сначала вообще не получается, это просто признак нового. Не принимайте это на свой счет. Это не вы неспособны, это доказательство наличия новизны. Все, кто этому научился, в т.ч. ваши преподаватели, прошли через этот этап. Не получается – радуйтесь – вы на верном пути. Хуже было бы, если б получалось.

Как правильно стрессировать людей


Преподаватель должен правильно выбирать уровень сложности заданий: если задания будут слишком легкими, то люди будут справляться, и от этого будут в восторге, но ничему не научатся, обучение будет долгим; если задачи будут слишком сложными, то люди впадут в расстройство и сбегут.

Ориентиром можно взять правило 50%: уровень сложности брать такой, чтобы за урок только 50% учеников понимали задание и справлялись с задачей; чтобы каждый ученик смог выполнить только 50% материала, данного за урок.

Если вам легко и понятно – радоваться не надо, это значит преподаватель дал вам слишком простое задание и надо дать вам упражнение потруднее. Если вам трудно и непонятно – хорошо. Впереди вас ждет радость понимания.

Радости и расстройства продолжающих

Когда вы преодолеете первый этап, самый долгий и тяжелый, начнется второй – будет ощущение прорыва и здесь вы будете ощущать постоянный прогресс. Навык наконец станет ощутимо расти и быстро. На этом этапе вы будете рады, что наконец-то «все стало понятно» и возникнет эйфория. Будете удивляться "и как это я раньше не понимал?". Вам будет казаться, что теперь уж прогресс всегда будет только расти. Очевидно, вы уже догнали своего преподавателя, начинаете перерастать и совсем скоро вы догоните звезд. Вы выучили имена звезд, которые совсем скоро станут вашими друзьями и пакуете чемоданы в новую чудесную жизнь. К сожалению, этот этап будет недолгим. Тут у меня один совет – морально готовьтесь, что этот прорыв был временным и скоро кайф закончится.
После этапа эйфории, который характерен для продолжающей группы, люди в старшей группе утыкаются в некий потолок – навык почти перестает расти. И теперь каждое небольшое улучшение требует все больших усилий. Опять начинается расстройство. Оказывается, волшебное открытие, сделанное недавно, вовсе не вечно. Волшебство прекратилось и головой ощущаешь упор в какой-то невидимый потолок. Самооценка снова падает, т.к. становится ясно, что звездой в этот заход стать не удалось, а казалось бы оставалось совсем немного.

Некоторое время вы еще походите по инерции к своему педагогу, но вскоре разочаруетесь в нем и его методах обучения – вам становится ясно, что все что он мог – он вам уже дал. Разумеется, виноват преподаватель, самое время в нем разочароваться, раз он не развивает вас дальше чудесный образом - очевидно вы его теперь переросли, и вы идете искать другого, "более квалифицированного". Поскольку теперь, вы полагаете, догнали своего преподавателя, то самое логичное – пойти учиться к самым звездам – нам нужен новый волшебник, с которым снова будет чудесный рост. Тут "нормальные" люди делают одно из первых своих открытий "учиться надо у звезд!". Проблема, очевидно, в преподавателе. А поскольку у нас уже запакованы чемоданы к звездам, то теперь идем учиться к тем, кто скоро станет нам ровней.

Расстраиваться тут не надо. Надо радоваться – вы закончили трехфазовую S-образную кривую научения по этому навыку. Отметьте это шампанским. И начинайте поиск нового навыка, которым теперь займетесь. Это может быть та же тема, но на более глубоком уровне, начнете более продвинутый уровень навыка.
Итого, освоение нового навыка (на каждом уровне его освоения) пройдет в три фазы– 1. страдание, 2. эйфория, 3. расстройство. Вы будете проходить эти фазы довольно часто, поэтому со временем станете относиться к ним более спокойно. С опытом страдание новичка превратится в озабоченность, эйфория продолжающего превратится в радость, а расстройство завершающего в удовлетворение.

Как жить дальше после разочарования в педагоге?

Процесс обучения за долгий период (годы) превратится в периоды S-образных научений и периоды простоя, в которые навыки не растут. Большую часть времени вы проведете в расстройстве. От того, что навыки не растут, а когда пытаетесь учиться – не получается. Изредка будут короткие фазы эйфории от средних фаз S-образных кривых. И столько же будет утыканий в свой потолок. Потом долгие периоды поиска как же продвинуться дальше (отмечены смайлами). Для продвижения нужно искать что-то принципиально новое. Как распознать «новое» - читайте в предыдущем разделе. Да, вас снова ждет начинающая группа, в определенном смысле. Ищите того, кто «размажет вас по стенке», «ткнет носом» и т.п. Но теперь вам будет уже легче – вы уже знаете что такое «стресс новичка» и вам будет легче проходить эту ломку повторно. Теперь вы уже «продвинутый», а это означает только одно – вы знаете как устроен учебный процесс, вы морально-психологически устойчивы к «не получается», радуетесь критике, не интересуетесь похвалой, не переживаете за самооценку. Понимаете, что все эти кривые – не про вас лично, это объективные закономерности учебного процесса. Знаете, что на какой бы фазе вы сейчас ни находились, это не хорошо и не плохо. Вы просто идете по дороге. И подбадриваете новичков «у меня тоже так было, ничего, ты справишься, не бросай», «понимаю, все через это проходят, продолжай тренироваться». Сами вы можете иногда впадать в состояния «я знаю, что ничего не знаю», «понятно, что ничего не понятно», которые говорят о том, что вы начали понимать, что такое учебный процесс. Вдалеке будет уровень «мастер» - когда вообще не думаешь о самооценке, а просто учишься и развиваешься.

Переучивание

А, допустим, вы уже что-то умеете и хотите улучшить навык. Позади застой, навык не растет давно. Вы идете на новый курс к новому преподавателю, и, как «нормальный» человек, ожидаете, что сейчас будет резкий рост. Вместо этого происходит расстройство. Этот новый преподаватель говорит, что вы все делаете неправильно и пытается вас переучить. Естественно, старым способом делать запрещает и успешность сразу падает. Вместо ожидаемого роста у вас провал. Самооценка не хочет роняться и возникает желание бросить этого негодного преподавателя - «мне стало только хуже!». Однако, хочу вас обрадовать – вы попали на U-образную кривую переучивания (U-shaped learning curve). Конечно, вы можете прервать это расстройство и вернуться к старому способу - получится как на рисунке. Друзьям скажете, что это плохой педагог, негодный доктор, неправильная техника, плохое лекарство, от которого становится только хуже. Вобщем, дадите отрицательные отзывы. В этом вы можете оказаться и правы.

Но может быть и так, что вы продолжите свое переучивание. В этом случае яма будет глубже, готовьтесь морально. Зато потом может произойти подьем и выйдете на новый уровень. И будете высокомерно смеяться над теми, кто сдался, испугавшись временной ямы.
Как выбрать – что именно осваивать? Жизнь показывает, что именно в том, где мы считаем себя специалистом, находится главный провал. Он маскируется под умение. Поэтому выбирая, что именно улучшить – обратите внимание и на то, в чем вы не сомневаетесь. Для педагогов – чему учите других, возможно, именно этим плохо владеете сами. А то, что считаете своими слабыми сторонами, могут оказаться не столь слабыми и даже, окажется, недооцениваете свое умение. Настоящий провал прячет себя от вашего взора. И он очень завязан на самооценке. В чем считаете себя умехой? Что считаете зазорным осваивать?

Как становятся «нормальными»


В детстве ходим в школу, потом в институт, где все обучение направлено на тренировку памяти. Каждый получает 15 лет стажа тренировки мозгов. От этого наш мозг начинает считать себя гением и уверяется, что ему все должно быть быстро понятно, что он все быстро схватывает и быстро учится. Но мозг учится совсем не так как тело. Мозг действительно способен что-то понять и запомнить за пару минут. Телесные навыки осваиваются совсем иначе. Кто из нас имел опыт освоения двигательных навыков в спортивной секции – понимает, что за год нельзя научиться хорошо играть в футбол, а за один урок нельзя освоить один финт достаточно хорошо, а можно только начать его осваивать. Поэтому тем, кто занимался спортом, и от этого уже перестал быть «нормальным», обучение танцам дается психологически легче. Освоение двигательных навыков – это процесс, постепенное улучшение и шлифовка в течение долгого срока.

Как перестать быть нормальным. Эпилог?


«Нормальный» человек радуется, когда получается. Расстраивается, когда не получается. Ценит свои успехи и любит похвалу. Нелюбит критику, ибо это боль. Хочет как можно дольше находиться в состоянии радости. Хочет верить, что владеет навыком и увязывает свою самооценку с наличием навыков. Подозрения в своем неумении считает возмутительным.

Я предлагаю быть не «нормальным»: радоваться когда не получается (значит нащупали новое) и расстраиваться когда получается (значит это уже не новое), искать критику (поможет найти новое) и игнорировать похвалу (не информативна), позитивно относиться к любой смене учебных фаз (динамика это хорошо); получать удовольствие от применения навыка и не заниматься самооценкой. Однако, «нормальные» люди так не делают и вы можете потерять своих «нормальных» друзей, т.к. перестанете понимать друг друга.

Если вы все же решите остаться «нормальным», то хотя бы более спокойно воспринимайте свой стресс новичка, если не хотите радоваться этому состоянию как я советую )). Ну, или там шоколадки ешьте – поощряйте себя как-то за обучение и стойкость. Я несколько раз начинал обучение заново в начинающих группах в разных школах, чтоб заново поработать над базой. Я бы сейчас предпочел заплатить тому, кто «размажет меня по стенке» и отправит меня в начинающую, был бы почти счастлив. Сейчас, когда у меня бывает стресс, я думаю «вот обидно кардиодатчика с собой нет, было бы интересно пульс записать». Не бросайте учебу, вы тоже станете толстокожим.

p.s. learning never ends

(c) Андрей Крылов 2017
Источник: www.tango-bez-pravil.ru
Поделись
с друзьями!
3194
9
74
88 месяцев
Класс!!!!
5 2 88 месяцев • Ответить
Отличная статья! И вовремя!!!!
10 1 88 месяцев • Ответить
Начала ходить на стрип-пластику, месяц занятий, все бестолку, хотя у меня очень хорошая растяжка.. но не бросаю, потому что не люблю оставлять не законченных дел. Статья прям вовремя!))
8 3 88 месяцев • Ответить
Спасибо) Статья очень понравилась)
2 1 88 месяцев • Ответить
как раз собиралась забросить восточные танцы.Статья как по заказу,специально для меня и про меня.Спасибо
5 1 88 месяцев • Ответить
Я тоже собиралась бросить восточные танцы , потому что не получается как я хочу , а девочки на меня злятся
2 88 месяцев • Ответить
И я очень расстраиваюсь .
1 88 месяцев • Ответить
Занятия танцами не бросала, но на преподавателя жутко сердилась за то, что хвалил и не критиковал. Просьбы сменить тактику преподавания остались не услышанными. По этой причине сменила школу. Лучше танцевать не станешь, если на ошибки не указывают. Я точно "ненормальная"). Спасибо за статью, поняла причину конфликта с учителем
88 месяцев • Ответить
Есть такая методика дрессировки (и воспитания), кстати, очень действенная. Промахов не замечать, просто игнорировать, а каждый самый малый успех замечать и поощрять. Может быть, Ваш препод поклонник метода Карен Прайор, вот и всё? Кстати, прогресс при его применении (что к животным, что к людям, и даже к себе) колоссальный.
4 1 87 месяцев • Ответить
отличная статья!!! за 6 лет через многое уже прошла и во многом узнала себя и других людей
88 месяцев • Ответить
Хорошо когда ученики это понимают,на деле оказывается по-другому.Хочешь научить ,а ученики хотят "лёгких" заданий.Обидно.
2 1 88 месяцев • Ответить
Спасибо! Мне эта статья многое объяснила, и я нашла выход из состояния, которое называется "Предел".
1 88 месяцев • Ответить
Интерестная статья , действительно статья многое объясняет . Благодарю автора
4 1 88 месяцев • Ответить
Спасибо! Очень актуально!
1 88 месяцев • Ответить
Замечательная статья. Спасибо)
1 88 месяцев • Ответить
Обязательно сохраню и буду ссылаться на эту статью. Исключительно толковая статья. Благодарность автору1
1 88 месяцев • Ответить
Статья очень интересная, много разумных и правильных мыслей, многое из того, о чем там говорится, я прошла сама. Но все-таки как учитель могу сказать, что в каждом случае процесс усвоения навыков очень индивидуален -- у кого-то в начале обучения прогресс очень стремительный, а потом ученику требуется время на "переваривание" информации, кто-то движется вперед с одинаковой скоростью. И категорически не согласна с тем, что преподаватель не должен хвалить ученика. Во-первых, ученикам обязательно нужно сообщать об их успехах, пусть даже об очень скромных, иначе мотивации идти вперед у них не будет. Во-вторых, эмоционально окрашенное событие намного лучше запоминается: если ученик сделал что-то правильно, и за этим последует похвала, то, верное действие останется в памяти.
24 88 месяцев • Ответить
Полностью согласна. Мне тоже приходится учить. Похвала закрепляет навык сразу. Вот пытается шить (не рубашку, речь о хирургической операции, тренировка на трупе), нацеливает иглу и так, и эдак (а уже сто раз показали, как надо, но не выходит). Тыркается и поглядывает: что скажут. Молчишь и делаешь недовольное лицо, наконец - раз! - правильно ткнул. Тут же поощрить: вот! Вот! Молодец! Вот так! И следующий стежок идёт уверенней. Всё, навык закрепился, в следующий раз уже не тыркаются, шьют, как надо.
3 87 месяцев • Ответить
Мне статья очень понравилась, прохожу переподготовку и тоже во многом считаю себя "чайником". Но если сравнивать мои знания на первом этапе и сейчас, то прогресс есть. Опыт автора помогает не сдаваться в бесконечном освоении чего-то неизвестного, Спасибо!
3 88 месяцев • Ответить
Мазохизм. Вот любят же люди пострадать! Учитесь себе ровненько и систематически тому, что приносит Вам радость и не тратьте свою жизнь на то, что не Ваше. Вы не сможете давать скрипичные концерты и выставляться в галереях, сколько бы вы не учились, если Вам не дано природой. Так в любой деятельности. Не Ваше - не мучайтесь!
18 88 месяцев • Ответить
Не так категорично, но, в общем согласна. Освоение нового может и должно приносить радость и давать веру в себя, а не "размазывать". Вот пример: раньше детей учили музыке только через слёзы и из-под палки, даже тех, кто сам хотел научиться играть. Но теперь разработаны методики преподавания "без слёз". Я сравниваю, как играет мой сын, обучающийся сразу на двух инструментах и с удовольствием, и как играла в его возрасте я, которую учили "с боем" (хотя сама хотела играть, упросила маму отдать меня в музыкальную школу). Небо и земля! Он играет почти уже лучше, чем я ТЕПЕРЬ, а не тогда, а я ведь тоже заниматься не перестаю. Но до чего-то метод "с боем" не дотягивает, остаются после него кандалы. А от метода "без слёз", похоже, вырастают крылья.
10 87 месяцев • Ответить
Мне 59. Три года занимаюсь бальными танцами (плачу, но ем кактус) в группе синьоры с прекрасным тренером. Все так, как в статье. Я уверена, что наша тренер не читала эту статью, но методы у нее, получается, правильные. Для меня эта статья - мотивация и стимул.
3 1 88 месяцев • Ответить
Статья просто класс! И лично для меня как нельзя вовремя!!!
1 88 месяцев • Ответить
Эта статья для взрослых замотивированных людей. Совершенно не подходит , например для первоклассников, и спортсменов начинающих. в спорте еще более все индивидуально, а хвалить надо маленьких всегда. И очень не понравились ошибки грамматические в статье.
16 1 88 месяцев • Ответить
отличная статья,
88 месяцев • Ответить
Дурь какая! Обучение должно приносить и радость усвоения нового,и овладения навыками. Вот когда вы нашли отличного учителя! Что в школе,что в спорте. Чтобы сесть на шпагат- прочувствовать боль растяжки,- и нам говорит педагог- вы молодцы,если добились крепатуры,значит,ближе к цели. И не рушится самооценка. Амонашвили учит через успех! Абсолютно бесполезная статья
11 2 88 месяцев • Ответить
Статья не бесполезная. Кстати, "минус" поставила не я, я согласна, что без похвалы никуда и что освоение нового должно приносить радость, а не обрушивание самооценки. Но знать об s-образной кривой очень полезно, чтобы не расстраиваться, когда не сразу всё начинает получаться.
3 1 87 месяцев • Ответить
У хорошего учителя все интересно и понятно, сложно - да, но понятно. Учитель должен говорить, где ошибки обязательно, чтобы всегда была ясность, что делать дальше. Есть учителя, которые все любят усложнять и туман напускать. Автор, мне кажется, из таких
5 86 месяцев • Ответить
Очень оптимистическая статья .Всё систематизировано, бывают "хорошие " учителя и ученики, бывают "плохие" учителя и ученики" ,главное учится, учиться,. У нас столько информации, что не учиться просто грех. Хорошая статья. Спасибо.
1 88 месяцев • Ответить
Спасибо.
1 88 месяцев • Ответить
Замечательная статья! Понравилась. И очень актуальна для меня. Спасибо
88 месяцев • Ответить
Спасибо за классную статью! Читала и узнавала себя! Так интересно!
88 месяцев • Ответить
Здорово!
88 месяцев • Ответить
Есть в статье и плюсы и минусы.
1 88 месяцев • Ответить
Есть в статье плюсы и минусы. Плюсы в том, что она помогает понять, что трудности- это нормально, что ожидания бывают завышенные, и что к критике стоит относиться конструктивно. Что мне не понравилось: такое впечатление, что автор больше проецирует свои, простите, комплексы, и то, как он научился их обходить. Возможно, его размазывали по стенке, его самооценка падала ниже плинтуса, а потом он чего-то достигал, и поэтому думает, что так правильно для всех. Я думаю, для некоторых- да, для людей с похожим складом личности, но не для всех.
13 1 88 месяцев • Ответить
....Ещё кажется, что в статье описывается процесс обучения ради обучения. Будто маниакальное желание искать что-то новое, из-за которого можно и подвергать себя сильным стрессам. Хоспади, ну зачем изучать новое ради нового? По-моему, все нормальные люди изучают что-то ради результата, либо ради удовольствия. Если ради результата, то новизна или сложность не критерий успешности обучения. Критерий- практические результаты. Если тебе легко было научиться делать табуретку, какая разница, что в этом не было ничего "нового", если ты раньше не умел, а теперь умеешь, и это тот самый результат? Если же для удовольствия, мазохизм в обучении вообще сомнительная вещь, хотя да, полагаю, некоторым именно это и нравится - ну так и флаг в руки, чо уж.........
16 88 месяцев • Ответить
...ну и третье. Давать себе положительное подкрепление на успех - это залог успеха. Это очень странно, давать отрицательное подкрепление - тогда психика быстро поймет, что нужно искать сложности. Не факт, что они нужны, но она будет их искать, вплоть до того, что создавать самой себе препятствия - когда без этого паттерна тот же самый материал мог бы быть усвоен в разы быстрее, легче и радостнее. Вот и получается постоянная гонка за трудностями, причем самому себе навязываемая. Кому это нужно? Возможно, человеку, полностью неудовлетворённому собой - ну так это далеко не единственный стимул "расти", хотя, опять же, у кого-то и единственный. Но не единственный вообще. Таким образом, это полностью больная и извращённая схема самопоощрения и "самонаказания", и вполне интересные мысли в статье - для размышления.
13 88 месяцев • Ответить
Статья интересная. Но не бесспорная. особенно для тех, кто занимается танго. Собственно и по отзывам это видно. Но Вам, Андрей, расстраиваться от отрицательных отзывах - не надо. Надо применить статью к себе. И сразу будет хорошо. Как говорят тайцы: "сабай, сабай" ))).
3 88 месяцев • Ответить
... Да и к науке преподавания статья не имеет ровно никакого отношения. Примерно также как уринотерапия не имеет ничего общего с официальной медицинской терапией. :-)
2 88 месяцев • Ответить
Спасибо за отличную статью!
1 88 месяцев • Ответить
Первый раз за 40 лет работы в школе встретил статью о нелинейной педагогике! Мы наивно думаем, решил одну задачу - польза, а, если - 100 задач - в 100 раз больше пользы! Иллюзия.
Самое страшное, линейные представления чиновников от образования губят учительский труд на корню. Провел урок - должен быть результат, покажи. Отучил год детей, покажи усвоение программы. Какого цвета были трусы у Наташи Ростовой на балу? Не знают? Плохо учишь детей!
8 88 месяцев • Ответить
Я не занималась танцами, потому что у меня это не получалось. А теперь я поняла, что надо развиваться, преодолевая то, что не получается. И мозг развивать, и тело.
1 1 88 месяцев • Ответить
Два года занималась бальными танцами. Согласна, что нужно просто стараться и не бросать. Но, увы, у партнера было свое видение. Он решил прекратить занятия, а рычагов воздействия на него у меня не было. Грустно, но во сне я до сих пор с ним танцую, хоть и прошел почти года с того момента, как прекратили заниматься.
1 88 месяцев • Ответить
нагородили целый огород... Всегда нужно исходить из того, что все знать просто невозможно...
Учащийся должен понимать, что или чему он желает научиться и поставить себе этапы прохождения этого обучения - стать кузнецом или освоить японский язык...- и заниматься в этом самосовершенствованием на протяжении всей жизни...
88 месяцев • Ответить
Это очень японский подход - они мастера в освоении одного дела, но зато уж в совершенстве.
1 87 месяцев • Ответить
Представляю, если бы Энштейн твёрдо решил заняться лёгкой атлетикой вместо физики, то в итоге мы бы имели посредственного легкоатлета и о покорении космоса задумывались бы только сейчас. Смешно.
У каждого есть свои предрасположенности, делай то, что легче даётся и получишь многое. Зачем мучить себя занимаясь чужими занятиями?
7 88 месяцев • Ответить
В том-то и беда человечества, что большинство из нас делает не своё дело.
3 87 месяцев • Ответить
Это лишь следствие, беда намного глубже...
87 месяцев • Ответить
Энштейнов в нашем мире единицы и это правильно. И очень многие люди учатся танцевать не для того, чтобы это стало их профессией, а просто для того чтобы уметь танцевать, или просто красиво двигаться. Да и менять профессию "неэнштейнам" тоже иногда полезно.
1 87 месяцев • Ответить
Не просто чтобы уметь танцевать или красиво двигаться. Одними движет "Энштейновское чувство", другими движет зависть. Угадайте кому будет легче, и кто большего добьётся, а кто будет становится озлобленнее и судорожо искать помощи у разных источников (например как этот)?
Энштейнов в наше время полно, просто многие из них сбиты с толку "танцами".
1 86 месяцев • Ответить
А я бросила работу на втором зигзаге... а может на первом... Пораньше надо мне было прочесть)))
88 месяцев • Ответить
Вся информация, которая приходит к нам - не зря!)) Хочу стать слесарем по ремонту автомобилей.
1 88 месяцев • Ответить
мое мнение-учиться надо тому,что тебе интересно. Если нет мотивации (читай-интереса),обучение просто не пойдет.Учила английский два года,был интерес.Потом усталость от вечерних курсов пересилила, мотивация пропала,я не видела смысла учиться дальше. Думаю,что как только меня заинтересует что-то,что есть на английском языке-я опять окунусь в обучение.Но только тогда!!
1 88 месяцев • Ответить
Попробуйте читать в подлинниках. Очень интересно!
1 87 месяцев • Ответить
Андрей точно раскрыл "подводные камни"! Вместе с тем в обучении "размазывание и критика" вариант на "любителя" и, с позиции жизненного опыта, понимаю, что малоэффективный в длительной перспективе. Важнее осознанная самодисциплина и технология при выполнении какого- либо занятия. Взаимоуважение при обучении конкретному навыку всегда ускоряет результат, так как "ученик" очень часто находит интересные и неожиданные приемы работы.
87 месяцев • Ответить
Удовольствие от процесса должно начаться очень быстро, иначе дело не пойдет, само же удовольствие может быть разного типа, все люди разные, кому-то и самооценку рушить нравится - это всего лишь одна из форм, почему нет. Но вообще все люди разные, и подход должен быть разным. А вот про нелинейность, про неверно выбранный уровень сложности, если все сходу получается - это универсальное.
3 87 месяцев • Ответить
Всё именно так. Спасибо за статью.
87 месяцев • Ответить
Уже два года занимаюсь бальными танцами. Стал "ненормальным" задолго до этого, когда решил освоить бизнес. Темы совпадают в том смысле, что в начале всё идет не так, как хотелось бы, затем появляются некоторые навыки и конечно же уверенность, что ты кое-что можешь достичь. Я полностью согласен с автором статьи. Подобные этапы имеют место быть в любом деле. Это соответствует тем людям, которые намерены совершенствоваться и развиваться, у которых не пропало желание после первых неудач и набитых шишек. Вот здесь очень важна роль тренера, который не столько критикует, сколько поддерживает и конечно же хвалит пусть даже за нелепо приобретаемые навыки. Пряник нужен! Но тут же необходимо поднять планку для приобретения новых навыков, показывая перспективу на примере более опытных танцевальных пар. Появляется эмоциональный подъём и желание- я тоже хочу достичь такой лёгкости и красоты движения. И всё повторяется- неудовлетворённость, иногда даже желание всё бросить и послать подальше, настойчивость, преодоление, наконец результат и высокая самооценка. А новая планка, поставленная тренером гасит твои пары.....на некоторое время. Жизнь прекрасна и интересна! Ведь мы живём, чтобы радоваться!
4 87 месяцев • Ответить
Мне тоже очень понравилась статья. Браво автору!!!
3 87 месяцев • Ответить
Очередной развод.
2 87 месяцев • Ответить
Мне кажется, что статью можно сократить. Учиться трудно, особенно если способности у человека скромные, но не нужно опускать руки и результат придёт. К кому то раньше, у кого то получится позже и хуже. Главное желание и терпение.
86 месяцев • Ответить
Браво! Браво автору!!!!!!!!! И большее спасибо!!!!!!!!!!!
1 86 месяцев • Ответить
Очень понравилась статья нашёл для себя очень много полезного!!!
4 86 месяцев • Ответить
Мне показалось, данная статья более актуальная для тренировки физических навыков, например, спорт, танцы, может быть, еще что-то подобное. Для тела всегда должно быть немного сложно. А вот для наук и творчества это не совсем то, там как раз желательно отмечать успехи, тогда будет желание и, соответственно, дальнейший прогресс.
1 86 месяцев • Ответить
Статья вдохновляет не бросать обучение ни при каких обстоятельствах !!!
2 86 месяцев • Ответить
Отличная статья, с радостью поделюсь ссылкой на нее. Класс!!!
1 83 месяца • Ответить
"вы не осваиваете новые навыки, а только комбинируете имеющиеся и тренируете память." А все новые навыки - и есть комбинация имеющихся и тренировка памяти. Новые конечности не отрастают, кагбэ.
1 83 месяца • Ответить
В институте не только тренируют память, а учат учиться самостоятельно. Конечно, с хорошим мастером быстрее. Но , в принципе, каждый сам себе учитель( при желании).
82 месяца • Ответить
Четко и локанисно. А ещё доступно изложено. Теперь стали понятна психология обучения. Буду постепенно становятся ненормальной
81 месяц • Ответить
Все написанное в статье справедливо лишь для тупой линейной схемы увеличения нагрузки /сложности/объема, пришедшей еще из средневековья.
Хороший учитель будет нелинейно увеличивать сложность, стараясь удерживать ученика в состоянии "потока" (Читайте Михая Чиксентмихая), когда в тренировке степень сложности находится на уровне 80-120% от возможностей ученика. А при тупом линейном обучении будет точно как в статье - на начальном этапе страшная перегрузка, страх, стесс и убегание, короткий кусочек "потока", а затем скука постоянного недогруза. Развитие происходит только в момент превышения текущего уровня возможностей и навыков - это психологическая аксиома.
81 месяц • Ответить
Преподаю от абстрактного к конкретному. Да, на первом этапе трудно и об этом я предупреждаю. Есть один момент - дайте мозгу после нового материала одну ночь для освоения нового, не надо поддаваться панике на первом этапе.
1 45 месяцев • Ответить
Здесь речь о серьезном профессиональном тренинге, видимо. Отсюда и жесткость подхода. Но для любительских танцев это не совсем подходит. Люди приходят, платят деньги не за то, чтобы на них покрикивали, занижая самооценку, и дрессировали, воспитывая их кнутом и пряником а просто хотят получить позитивные эмоции, общаясь с новыми людьми,найти друзей,научиться двигаться,скинуть лишний вес, стать грациознее и т. п. Я занималась в 3 престижных школах бального танца, и знаю, что участвовать в соревнованиях мечтали только 2-3 пары из группы в 10-20 пар. Так что педагогу надо и это учитывать, и не слишком "зверствовать".
1 45 месяцев • Ответить
Прекрасная статья!
45 месяцев • Ответить
Я не знаю про спорт, но к иностранным языкам такой подход нельзя применять. По крайней мере учителю. Это вымогание денег. Требовать составить диалог, когда ещё ни лексика, ни грамматика не отработана как надо. А потом ещё и заявить: ты только начал, вот походи ещё месяца три, и будешь говорить, как я. А через три месяца сказать: ты недостаточно старался, вот пройди эти сто двадцать диалогов ещё раз. Мы, видите ли тут, навыкам обучаем, а не память тренируем. А ты, мол, сам виноват, что пришёл к нам, ничего предварительно не выучив, и нуждаешься в какой-то там «сомнительной» системе упражнений.
1 45 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!