Четверг, 21.11.2024, 14:51

Средняя школа №188 Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 188
с углубленным изучением мировой художественной культуры
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
имени Героя Советского Союза Л.Г.Белоусова
(официальный сайт)


 
               



Главная Новости Из истории школы Школьная газета Учебный процесс Инновационная
деятельность
Руководство.
Педагогический состав
Питание Электронный дневник Школьный музей Гостевая книга Контакты Вопросы директору
СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ
Для маломобильных граждан
Обратная связь
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические материалы

Замечания к составлению условий задач по физике

Физика часто использует язык математики для записи своих законов. При этом надо иметь в виду, что, будучи формальным, этот язык не всегда следует смыслу физических законов и закономерностей. Речь идет о том, что множество, описываемое формальной математикой, может оказаться шире того, что имеет смысл в физике. Когда решение квадратного уравнения P = ε2R/(R + r)2 относительно R, дает нам при некоторых значениях величин отрицательное значение R, то мы его просто отсеиваем, как не имеющее смысла.

Другое дело, когда ситуация  не столь очевидна. Например, a = F/m. Здесь совершенно определенно сказано, что ускорение тела прямо зависит от приложенной силы и обратно от его массы. 
Запишем это же соотношение так, как часто им пользуется наш ученик: F = ma

Математически это равноценные записи, а вот физически – нет. Получается нонсенс, сила зависит от ускорения и массы (общепринято: слева – функция, справа – аргументы и параметры). Можете быть уверены, что наш ученик так и думает: «сила зависит от ускорения и массы».

Этот феномен, когда обратное утверждение (соотношение) не равноценно прямому, привносит в изучение физики скрытые дефекты образования, если специально над этим не работать. Утверждение «такая-то величина зависит от…», должно сопровождаться утверждением «следовательно, она не зависит от…». Зависимость от одного должна в сознании ученика означать независимость от всего другого. Наиболее четкое решение этого вопроса можно найти в методике П.М. Эрдниева (Эрдниев П.М. Преподавание математики в школе (Из опыта обучения методом укрупненных упражнений). – М: Просвещение, 1978. – 304 с.).

Малозаметность этого факта такова, что часто приводит к ошибкам формулирования условия задач, хотя задачи составляют, как правило, весьма знающие люди. Такие неудачно сформулированные задачи ныне встречаются повсеместно. Особенно это недопустимо при создании заданий к контрольным работам, экзаменационным работам, ЕГЭ. И тем не менее.

Приведем примеры условий задач, содержащих ошибки формулирования условия, из демонстрационного варианта одного только 2012 г.

A12. По проводнику с сопротивлением R течет ток I. Как изменится количество теплоты, выделяющееся в проводнике в единицу времени, если его сопротивление увеличить в 2 раза, а силу тока уменьшить в 2 раза?

Как это понять? Отчего это сила тока уменьшилась в 2 раза. От увеличения сопротивления в 2 раза: I = U/R? Хотя, может быть, дополнительно еще и изменили напряжение? Ну, тогда  так и надо было написать, мол, изменили напряжение! Зачем ученика, который и так волнуется на экзамене, вводить в дикий стресс двусмысленностью в условии?

В1. В ходе адиабатного процесса внутренняя энергия одного моля разреженного гелия  увеличивается. Как изменяется при этом температура гелия, его давление и объём?

От чего вдруг меняется внутренняя энергия гелия? Что такое делали с газом, что его U возросла. Может быть, авторы задачи считают, что U может меняться сама по себе? На деле этого можно достичь для идеального газа только изменив температуру (при ν = const): ΔU = i/2 νRΔT.  Но условие задачи составлено так, как если бы наоборот, температура изменилась в результате самопроизвольного изменения внутренней энергии. 

Давление p = nkT - зависимая от многих причин величина, ну, изменяется от чего-то, и бог с ним. А вот объем – величина независимая от внутренней энергии, и меняться может только от перемещения поршня. Текст задачи же составлен так, как будто бы объем изменился в результате изменения именно внутренней энергии. Это не допустимо. Условие задачи нарушает зависимость величин друг от друга и провоцирует неверное понимание физики учеником.
Правильно было бы спросить: как меняли объем гелия и как в результате этого процесса изменились его температура и объем?

В2. Монохроматический свет с энергией фотонов Еф падает на поверхность металла, вызывая фотоэффект. При этом напряжение, при котором фототок прекращается, равно Uзап. Как изменится длина волны λ падающего света, модуль запирающего напряжения Uзап и длина волны λкр, соответствующая «красной границе» фотоэффекта, если энергия падающих фотонов Еф увеличится?

Слово "увеличится" означает увеличит себя! Каким это способом "себя"? Самопроизвольно? Так как Eф = hν, то у физиков есть только один способ: изменить частоту света ν, хотя ученик может подумать, что в каких-то пока ему неизвестных процессах самопроизвольно может меняться h. И ученик легко поверит в это, ибо оно напечатано столь уважаемыми взрослыми. Не допустимо.
Дело в малости. Правильно было бы спросить: как изменится длина волны λ падающего света, модуль запирающего напряжения Uзап и длина волны λкр, соответствующая «красной границе» фотоэффекта, если увеличить энергию падающих фотонов Еф? И тогда нет вопросов.

Составляя условие задач, следите за тем, чтобы не нарушать отношение зависимости/независимости физических величин. Возвратная частица "ся" смещает акценты в этом отношении, и далеко не всегда уместна в вопросе задачи. Мы должны четко различать, что "ся", а что не "ся". Да еще и математика много позволяет того, что и представить себе нельзя, а физика может на это накладывать свои особенные ограничения, что, собственно, и составляет существо физических законов, которые пока еще никто не отменял.

© 2012. Smirnov N.V., Smirnova I.B.

Категория: Методические материалы | Добавил: НВ (17.07.2012)
Просмотров: 865 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Главная | Новости | История | Сведения о школе | Учебный процесс | Учителя | Питание | Здоровье | Антикоррупция | Платн. услуги | Воспитание | Фото/видео | Достижения | Эл.дневник | Эл.школа | Музей
Гостевая книга | Файлы | Статьи | Форум | Контакты | FaQ | Карта сайта | Школьная газета "9-00" | 70 лет Победы! | Документы | Доска объявлений | Образование | ОДОД | ЮИД и ЮДП |